Отчет по приоритетным направлениям работы за 2013 год

Отчет по приоритетным направлениям работы за 2013 год

ОТЧЕТ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАБОТЫ РАФ ЗА 2013 г.

Направления развития франчайзинга в соответствии с планом РАФ строились по следующим направлениям

  1. Государственное регулирование франчайзинга
  2. Кредитные ресурсы и субсидии для развития франчайзинга
  3. Продвижение интересов членов РАФ на внутреннем рынке
  4. Продвижение интересов членов РАФ на зарубежных рынках
  5. Расширение и дальнейшее развитие ассоциации
  6. Популяризация франчайзинга
  7. Незапланированные проекты

 

Государственное регулирование франчайзинга

1.1. Совершенствование законодательства и нормативной базы.

РАФ подготовила, добилась внесения и подписания Постановления Правительства РФ №1023 от 14.11.2013 «О внесении изменений в Положение о патентных и иных пошлинах…» . Постановление вступило в силу 29 ноября 2103 года. Поправки  были инициированы прошлой осенью после публикации постановления кабинета министров, которое подняло ставку за регистрацию договоров коммерческой концепции до 25 тысяч рублей. Участие в подготовке проекта нового решения, год активного взаимодействия с Министерством экономического развития, аргументация в пользу снижения пошлины и согласование позиций, поддержка инициативы Роспатентом принесли свои плоды. 14 ноября было подписано правительственное постановление №1023. Государственная регистрация договоров коммерческой концессии (франчайзинга) стала дешевле почти в два раза и теперь составляет 13500 рублей.

1.2. Реализация проекта по совершенствованию Системы предоставления услуг и различных видов поддержки СМСП  на принципах методологии франчайзинга в городе Москве

22 марта 2013 года был заключен государственный контракт № 8/3-42В-13 от 22 марта 2013 года  на оказание услуг по совершенствованию Системы предоставления услуг и различных видов поддержки СМСП  на принципах методологии франчайзинга.

В ходе реализации 1-го и 2-го этапов госконтракта Российская ассоциация франчайзинга  провела масштабное исследование системы поддержки предпринимательства в России  и  развитых странах и на основе полученных данных подготовила концепцию системы, рабочую документацию по внедрению и франшизу типового модуля оказания услуг. В настоящее время идет внедрение системы и запуск пилотных модулей. Реализация проекта Правительства Москвы совместно с РАФ позволит в 2014 году реализовать идею создания службы «одного окна». Созданная на основе франчайзинга сеть модулей по оказанию услуг предпринимателям Москвы в интересах Правительства Москвы позволит предложить потенциальным франчайзи комплекс услуг по подбору франшизы, помещения и кредитного продукта.

Успешная реализация проекта в Москве, по договоренности с МЭР будет транслирована на всю Россию

1.3. Введение количественных и качественных показателей развития франчайзинга в регионах для администраций субъектов. Срок 2012-2013 гг

Широкого внедрения системы отчетности по франчайзингу в регионах пока сформировать не удалось, но достигнуто взаимопонимание с Минэкономразвития России о том, что данные показатели буду применяться для оценки эффективности масштабирования социально значимых франшиз.

1.4. Формирование систем общественных связей в регионах, направленных на продвижение франчайзинга. Срок 2012-2014 гг

За 2013 год сформирована эффективная система связей более чем с 20 регионами, в десяти из которых имеются представительства РАФ. Дополнительно к работающей системе связей установлены связи с федеральным фондом «Наше будущее» и связи с региональными Центрами инноваций в социальной сфере (пока 8 регионов)

 

Кредитные ресурсы и субсидии для развития франчайзинга

2.1. Расширение линейки кредитных ресурсов банков

Дополнительно к линейке специальных кредитных продуктов для франчайзинга, аналогичных «Бизнес Старт» Сбербанка России» и «Лайф» Пробизнесбанка разработан и запущен продукт «Франчайзинг+лизинг». Продукт реализуется совместно с Правительством Москвы, компанией ВЭБ лизинг и «Аквилон-Лизинг» (Пенза).

2.2. Создание фонда прямых инвестиций в рамках РАФ

Фонд прямых инвестиций не создан. Идет поддержка проекта «Лайф франчайзинг»

2.3. Создание работающей системы субсидирования франчайзи

Проект реализуется в регионах: Москва, Тюменская область, Башкирия при поддержке РАФ. Классическая схема поддержки предпринимателей: субсидирования процентной ставки по кредиту, субсидирование паушального взноса, гарантии гарантийного фонда региона дополнились субсидированием авансового взноса по лизинговым договорам в продукте «Франчайзинг+лизинг»

 

Продвижение интересов членов РАФ на внутреннем рынке

3.1. Продвижение концепций в регионах

Проведено 15 региональных мероприятий РАФ в городах: Тюмень, Сургут, Ставрополь, Владивосток, Сочи, Уфа, Москва, Пермь, Барнаул, Архангельск, Красноярск, Самара - каждое с количеством участников не менее 200

Проведен Московский международный форум по франчайзингу и выставка BuyBrand Expo.

Придуман и реализован проект всероссийского профессионального праздника День франчайзинга - 2 октября 2013 года

3.2. Создание разветвленной сети филиалов РАФ

Количество региональных представительств доведено до 10: Алтайский край, Архангельская область, Ставропольский край, республика Башкоркостан, республика Чечня, Красноярский край, Тюменская область, Новосибирская и Томская область, Пермский край, Приморский край. Представительства РАФ начинают использовать схему брокериджа.

3.3. Распространение каталога франшиз

В печатном виде. Выпущен каталог франшиз «Лидеры российского франчайзинга - 2013».

В электронном виде. Каталог из 70 франшиз размещен на сайте РАФ. Для Правительства Москвы разработан каталог из 100 франшиз (70 члены РАФ + 30 партнеры региональных программ РАФ)

Разработана новая версия магазина франшиз в рамках нового сайта РАФ

3.4. Работа с партнерскими организациями

Продолжилось активное сотрудничество с партнерскими организациями:

Федеральные организации: ОПОРА России, Деловая Россия, РСПП, ТПП, РСТЦ

Коммерческие компании: EMTG, ShopAndMall, Francon, BMITraining, ITE, Унисервис, Эксперт Системс, BeBoss,

3.5.Создание инфраструктуры франчайзинга:

3.5.1. Строительство рекреационных многофункциональных придорожных комплексов.

Разработан проект типового многофункционального комплекса «Планета». Подготовлены и включены в государственную концепцию развития придорожного сервиса Федерального дорожного агентства предложения РАФ по развитию инфраструктуры и использованию франчайзинга.

3.5.2. Развитие франчайзинга в курортных зонах

Началась реализация проекта развития франчайзинга в Краснодарском крае, включая курортные города. Проведена презентация потенциала Краснодарского края в Баварии (Германия) с привлечением Германской ассоциации франчайзинга.

3.5.3. Развитие туристической инфраструктуры в субъектах РФ

РАФ начал работу по популяризации франчайзинга в сфере гостиничного бизнеса. В рамках II Международного форума «Инвестиции в гостеприимство» в г.Самара проведена секция по франчайзингу, сделан доклад на пленарном заседании.

3.5.4. Участие в проектах девелоперов по строительству объектов торговли и услуг

Продолжается работа в рамках рабочей группы по развитию мелкорозничной торговли Департамента торговли и услуг города Москвы, предложена кластерная модель развития сектора торговли и услуг. Предложена стратегия развития розничной компании Москвы с использованием международной франшизы.

3.6. Создание института подготовки франшизных пакетов

В рамках работы Академии франчайзинга создана и предлагается услуга для правообладателей, предусматривающий разработку франшизного пакета. Разработан франшизный пакет для Правителства Москвы в рамках госконтракта. Заключен договор с фондом «Наше будущее» на разработку пакета франшиз консалтингового офиса.

 

Продвижение интересов членов РАФ на зарубежных рынках

4.1.Государственная поддержка деятельности компаний по экспорту франчайзинговых концепций за рубеж.

В России не существует эффективной программы содействия экспорта брендов за пределы Союзного государства. Не существует и инфраструктуры продвижения наших лицензий за рубежом. Планируется к концу 2012 года сформировать программу продвижения российских брендов за рубежом, включающую меры по компенсации затрат для участия в выставках, регистрации объектов ИС, продвижения имиджа российских компаний, оплаты части расходов на адаптацию франшиз под требования зарубежных рынков.

4.2. Мониторинг иностранных концепций

В рамках реализации госконтракта в интересах Правительства Москвы проведено исследование зарубежных систем поддержки преджпринимательства и рынков франчайзинга зарубежных стран

4.3. Участие членов РАФ в зарубежных выставках

РАФ и ее члены приняли участие в выставках: Париж Экспо (Франция), выставке-форуме в Куала Лумпур (Малайзия)

4.5. Адаптация франшиз под требования зарубежных рынков

РАФ содействует адаптации российских франшиз и лицензионных договоров к практике делового оборота других государств через Всемирный совет по франчайзингу и национальные ассоциации франчайзинга. В 2013 году РАФ через ассоциации франчайзинга Германии, ЮАР, Франции, Японии продвигала интересы своих членов

4.6. Создание алгоритмов продвижения на рынках других стран

РАФ продолжнает создавать алгоритм продвижения российских франшиз на рынках отдельных стран, привлечает международных экспертов.

4.7. Лоббирование интересов России и членов РАФ в рамках Международного совета по франчайзингу (WFC):

РАФ продолжила активную работу в рамках Международного совета по франчайзингу (World Franchise Council - WFC).

Со стороны России предложена концепция создания постоянного секретариата, нашедшая поддержку у большинства стран. Решено доработать идею и план реализациии соззания постоянного секретариата.

РАФ предложила и совет поддержал идею создания единого реестра выставочной деятельности с целью активизации выхода российских концепций на международный рынок и продвижения BUYBRAND Expo

 

Расширение и дальнейшее развитие ассоциации

5.1. Привлечение новых членов

Число членов РАФ достигло в 2013 году 72 членов

5.2. Изменение структуры и расширение круга вовлеченных компаний

Реализована идея создания бизнес комьюнити, определен ее руководитель - Максим Аносов. Бизнес комьюнити начал формирование в ноябре 2013 года. За основу был взят опыт Германии.

5.3. Работа с членами ассоциации

Началась реализация идеи проведения ежемесячных клубных заседаний с целью определения потребности членов в развитии их компаний. Первое заседание прошло в Центральном Доме Предпринимателя с темой комплексного развития потребительского рынка Москвы

5.4. Усиление организационной структуры исполнительной дирекции РАФ

Для усиления активности ассоциации усилена структура хозяйственного общества - «Академиии франчайзинга». Определена управляющая компания в лице Светланы Князевой. Началась реализация проектов с Правительством Москвы, фондом «Наше будущее»

5.5. Продвижение «Магазина франшиз» РАФ

Магазин франшиз РАФ переработан и включен в новый сайт РАФ, проходящий тестовую эксплуатацию.

 

Популяризация франчайзинга

6.1. Работа со СМИ

Расширен пул СМИ, увеличено количество информационных поводов, использование социальных сетей интегрировано в новый сайт РАФ, увеличена роль региональных СМИ и активное их использование представителями РАФ в регионах. Расширено участие РАФ в  проекте компании Сабвей по проведению конкурса среди журналистов на лучшую публикацию о франчайзинге.

6.2. Работа с общественными организациями

Продолжается тематическое наполнение деятельностью комиссии по франчайзингу общественной организации ОПОРА России, РАФ принимает участие в мероприятиях ТПП,  включая создание аукциона интеллектуальной собственности и работа с подкомитетом по франчайзингу Комитета по торговле. РАФ приняло активное участие в оргкомитетах всероссийских форумов и конференций, в частности выставки REX, BUYBRAND, форума в Самаре, Ставрополе и др.. Продолжается участие представителей РАФ в органах управления общественных советов и общественных организаций, включая советы органов власти : Правительства Москвы, Администрации Краснодарского края, МЭР, Федерального дорожного агентсва, ГК «Автодор» и др.. Идет пПостоянное наполнение страниц комиссии по франчайзингу ОПОРЫ России.

6.3. Работа с министерствами и ведомствами

Продолжается активная работа с Государственной Думой, Минэкономразвития, Минрегионразвития, Министерством транспорта, Роспатентом, Федеральным дорожным агентством. Результатом работы РАФ стало снижение пошлин за регистрацию договоров коммерческой концессии почти в два раза, включение элементов франчайзинга в концепцию развития придорожного сервиса.

6.4. Работа с регионами

Продолжилась работа по освещению темы франчайзинга в рамках реализации проектов региональных форумов и выставок. Проведено 15 региональных форумов. Представители РАФ в регионах активизируют информационное поле регионов относительно франчайзинга и инициируют новую, боле мощную волну популяризации франчайзинга. Франчайзинг включен в концепции социально-экономического развития ряда регионов: Тюменской области, Краснодарского края, республики Башкирия, города Москвы

6.5. Модернизация сайта РАФ

В 2013 году проведена полная модернизация сайта РАФ – началась его эксплуатация в тестовом режиме

6.6. Ребрендинг материалов РАФ

В рамках подготовки ко Дню франчайзинга частично проведен ребрендинг материалов РАФ (изменена цветовая палитра). Изменен дизайн сайта РАФ

6.7. Создание системы подготовки кадров для франчайзинга

Разработана программа подготовки кадров в области франчайзинга и оказания различных услуг предпринимателям в рамках реализации госконтракта с Правительством Москвы. Первое обучение планируется начать в декабре 2013 года на базе университета им.Витте.

 

Ранее не запланированные мероприятия:

7.1. РАФ приняла участие в развитии проекта Аукциона интеллектуальной собственности, реализуемого Аукционным домом интеллектуальной собственности «RUSINPRO», Деловым Центром экономического развития СНГ и Ассоциацией технических университетов при поддержке Торгово – промышленной палаты Российской Федерации, Центром международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации

7.2. РАФ изобрела «День франчайзинга» и торжественно его отметила 2 октября 2013 года. Бизнес праздник принял. Мероприятие обрело легитимность.

7.3. РАФ внедрило механизм тиражирования успешных социальных проектов через Центры социальных инноваций, проекта реализуемого Минэкономразвития, Комитетом по экономической политике и предпринимательству Госдумы, Агентством стратегических инициатив