Рынок оптики и франчайзинг

Рынок оптики и франчайзинг

По данным РБК и Минздравсоцразвития, уже в 2011 году около 1/3 населения России нуждалась в коррекции зрения, а 40 миллионов человек пользовались средствами коррекции зрения. Согласно данных маркетингового исследования, проведенного консалтинговой компанией «Технологии Роста», практически каждый второй житель среднего или крупного города имеет дефекты зрения, 10% городского населения регулярно, не реже 1-2 х раз в год, обращается к врачам офтальмологам с целью проверки зрения и назначения средств коррекции зрения. При этом 42% потребителей производят замену очков 1 раз в 2-3 года, 15% - 1 раз в год и 40% - 1 раз в 4-5 лет, причем в Москве и Санкт-Петербурге показатель частоты замены очков значительно выше общероссийского.

Мировой рынок очковой оптики, по прогнозу Mintel International Group, в 2015 году должен составить 24 млрд. долларов, показывая средний темп прироста в 5% в год. По экспертным оценкам и прогнозу РБК в 2015 году объем рынка очковой оптики России достигнет 1,9 млрд. долларов. Рост данного сегмента рынка в денежном выражении за первое полугодие 2014 года в данном сегменте составил +9,3%, по данным компании GFK.

На продажи через салоны оптики приходится 50% рынка в стоимостном выражении (в двух российских столицах – 65%), а остальное – на нецивилизованную торговлю (рынки, лотки) и продажи через интернет.

Продажи в салонах оптики распределяются следующим образом: 60% происходит в сетях, 40% - в одиночных салонах. Доля самого крупного сетевого оператора в масштабе страны составляет не более 4%. Ключевые федеральные сети оптики в России: «Линзмастер», «Очкарик», «Счастливый взгляд», «Айкрафт» и «Смотри».

Эксперты отмечают тенденцию сокращения на рынке индивидуальных магазинов, связанную с ростом культуры потребления и увеличению требований к качеству товаров и уровню сервиса. Более высокий уровень обслуживания, качество услуг и ассортимент чаще потребители ожидают и находят в сетевых магазинах, нежели у «частников».

В каких по размеру городах России наиболее заметен сейчас прирост сетевых магазинов оптики, и есть ли еще возможность открытий бизнеса по франшизам в столицах и городах-миллионниках, мы узнали у эксперта – Директору по франчайзингу сети салонов оптик «Счастливый взгляд» Ирины Симаковой:

- Практически все города-миллионники в целом перенасыщены, но доля сетевого ритейла не превышает 40%, что и позволяет сетям расти даже в заполненных городах. В Москве и Санкт–Петербурге максимальная плотность салонов оптики, но потенциал открытия в связи с ростом городов и ростом численности населения все-таки есть. В других городах-миллионниках ситуация складывается по-разному. Где-то есть свои достаточно сильные местные игроки, в частности, нижегородский «Кронос» и самарский «Октопус», которые уже достаточно плотно заняли нишу данного рынка, а где-то потенциал для развития и открытия салонов оптики достаточно существенный. К каждому городу нужно подходить индивидуально. Возможность открытия есть всегда, если вы станете партнером сильного бренда. Опять же, крупные сети при входе в новый город могут привлечь потребителей за счет более интересного формата салона оптики, рекламы, качества услуги и разнообразия ассортимента.

Также эксперт прокомментировала вопрос о том, что дает франшиза при открытии салона оптики в сравнении с самостоятельным началом бизнеса:

- Давайте поразмышляем на эту тему. Вам нравится бизнес оптики, и чтобы быть независимым игроком, вы решили открыть собственный салон или несколько самостоятельно. Вам понадобится всего лишь: найти подходящее помещение, разработать фирменный стиль и дизайн салона, закупить специальное торговое и медицинское оборудование, продумать грамотный мерчендайзинг – расположение и выкладку товара, разработать сайт, продумать и организовать рекламную кампанию, а также программы лояльности покупателей, найти и заключить договора с поставщиками товаров для коррекции зрения по выгодным для вас ценам, нанять квалифицированный персонал. Затем следует само открытие, наработка и поддержание репутации. Подумайте, как долго вы будете заниматься всеми этими вопросами самостоятельно, и в какую сумму это выльется?

- Другой вариант, - продолжает эксперт, - вы понимаете, что сотрудничество с крупной компанией – франчайзером дает весомые плюсы, прошли этап переговоров, выбрали компанию и заключили договор франчайзинга. После согласования помещения, ваш франчайзер предоставит вам готовый дизайн–проект с планировкой помещения и расстановкой оборудования,  готовые макеты вывески и прочих элементов внешнего и внутреннего оформления салона, поможет с закупками торгового и медицинского оборудования, составит товарную матрицу с учетом особенностей вашего города, поможет с подбором и обучением персонала, предоставит мотивационные программы, разработает индивидуальную рекламную компанию, подключит вас к собственному и сайту и другим необходимым сервисам, организует единую логистику, обеспечит готовым ИТ продуктом, командирует для помощи в открытие собственных специалистов.  На протяжении сотрудничества вы будете получать много бонусов в форме своевременной поставки товара по привлекательным ценам с ежесезонными обновлениями коллекций, единой рекламной политике и готовыми рекламными решениями, повышению квалификации сотрудников, оперативной поддержке головной компании по всем вопросам.

- В целом и общем, покупая франшизу, резюмирует Ирина Симакова, - вы существенно экономите время, минимизируете капиталовложения и уменьшаете предпринимательские риски.

Также мы задали эксперту вопрос, существует ли зависимость данного сектора рынка от зарубежных поставщиков и может ли это стать проблемой для розничных сетей. Ирина Симакова ответила следующее:

- Зависимость от европейских партнеров – поставщиков товара есть, как есть и меры регулирования ситуации. Так, несмотря на то, что европейские производители повысили отпускные цены еще в начале 2014 года, в салонах оптики «Счастливый взгляд» сохраняются стабильные цены на продукцию. Это достигается за счет увеличения закупаемых объемов и фиксации курса у.е. в договорах поставки с зарубежными партнерами.

- Определяя стратегию развития нашей сети в нынешней экономической ситуации, мы понимали, что повышение розничных цен приведет к снижению покупательской активности. Сейчас покупатели салонов оптики хотят приобретать оптику высокого качества по доступной цене. В итоге в 2014 г. не было падения продаж, наблюдался постепенный рост среднего чека, причем не только у нас, но в других розничных оптиках. К тому же мы регулируем спрос с помощью рекламных акций, различных специальных предложений и прочих социальных акций. Объемы продаж в текущем году планируем на уровне 2014 г. поскольку в силу востребованности нашей продукции резкого снижения покупательской способности в 2015 г. не произойдет. По факту, у нашей сети рост продаж, среднего чека. В частности, средняя цена очков увеличивается в динамике по годам: 2011 г. – 3 858 руб., 2012 г. - 4 010 руб., 2013 г. – 4 520 руб., 2014 г. – 5 220 руб.

Можно предположить, что данный сегмент розничного рынка сможет продемонстрировать довольно высокую устойчивость в текущей экономической ситуации, в особенности в сетевом формате, так как крупные игроки аккумулируют опыт ведения бизнеса (в том числе в прошлые экономические кризисы) и имеют преимущества при закупке крупных партий товара.

Источник: "КЛУБ ФРАНЧАЙЗИ", 29.01.15.

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться, используя аккаунт