Бизнес плохо осведомлен о государственной поддержке

Бизнес плохо осведомлен о государственной поддержке

МОСКВА, 1 апреля 2015 г.

Около трети руководителей малых предприятий знают о существовании действующих программ поддержки малого бизнеса в своем регионе, однако не пользуются ими. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) среди руководящих сотрудников предприятий в феврале 2015 г.*

44% представителей малого бизнеса осведомлены о действующих программах поддержки со стороны государства, при этом только 13% из них указали, что пользовались ими. Наибольшая доля таковых среди компаний, образованных более 15 лет назад – 20%. И еще около трети (31%) руководителей малых предприятий сообщили, что в курсе данной возможности, однако не обращались за помощью.

Осведомлены частично (что-то слышали) 28% представителей малого бизнеса, преимущественно в компаниях, созданных в начале 90-х годов. Не в курсе подобных государственных и муниципальных программ 27% владельцев малого бизнеса. Среди компаний, организованных относительно недавно (в 2000-е) таковых 29%.

Среди наиболее востребованных среди бизнеса мер государственной поддержки – финансирование (14%) и облегчение налогообложения (10%). В тройку также входит такой вид поддержки как снижение ставок по кредитам (6%).

Опрошенные владельцы предприятий разного масштаба называли и другие возможные способы государственной помощи бизнесу, такие как административная и законодательная поддержка (5%), субсидирование (4%), помощь с арендой помещений, земли или оборудования (3%).

* Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в феврале 2015 г. Опрошено 500 руководящих сотрудников предприятий микро, малого, среднего и крупного бизнеса в 8 федеральных округах России. Критерии разбивки предприятий по размеру установлены согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Статистическая погрешность не превышает 4,4%.

 

Таблица № 1. Распределение ответов на вопрос: «Знаете ли Вы о существовании действующих на территории вашего города государственных и муниципальных программах поддержки малого бизнеса?», % от опрошенных в целом и по группам

 

В целом по выборке

Размер предприятия

Год создания

Микро-предп-риятие

Малое предп-риятие

Среднее предп-риятие

Крупное предп-риятие

с 1990 года

1990-2000

2001  и позже

Нет, не знаю

27

24

27

28

43

26

24

29

Что-то слышал

26

28

28

15

35

37

24

27

Да, хорошо осведомлен и мы пользовались ими

13

13

12

13

11

4

20

10

Да, хорошо осведомлен, но мы ими не пользовались

31

30

31

43

0

33

31

29

Затрудняюсь ответить

3

5

2

1

11

0

1

5

 

Таблица № 2. Распределение ответов на вопрос: «Требуется ли Вашему предприятию какая-либо государственная поддержка? Если да, то какая именно?»**, % опрошенных

Финансовая поддержка

14

Снижение налоговых ставок, облегчение налогообложения

10

Снижение ставок по кредитам, льготные ставки по кредитам

6

Административная поддержка, законодательная

5

Субсидирование

4

Выделение помещений, земли, оборудования в аренду

3

Нет поддержки, нет доверия, что поддержка будет оказана

2

Поставка заказов, сбыт

2

Инвестиции

1

Снижение стоимости на энергоресурсы, тарифов ЖКХ

1

Ликвидировать коррупцию

1

Не требуется

41

Другое

7

** Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов. Источник: НАФИ

Ольга Стасевич, руководитель направления корпоративных исследований НАФИ:

«Низкий уровень пользования государственными и муниципальными программами поддержки малого и среднего бизнеса обусловлен, с одной стороны, сложными бюрократическими процедурами, требующими значительных трудовых, временных и интеллектуальных затрат, с другой стороны, предлагаемые меры не всегда соответствуют реальным потребностям бизнеса. При этом некоторые предприниматели, в особенности из сектора микро-бизнеса, вынуждены отказываться от предлагаемой помощи по причине недостаточного уровня финансовой и юридической грамотности, а также ввиду отсутствия профильных специалистов на предприятии (бухгалтеров, юристов и т.д.).

Бизнесмены также указывают на неструктурированность информации о действующих мерах поддержки, что является частью более комплексной проблемы – отсутствия целостного и комплексного подхода в реализации коммуникационной стратегии со стороны государства».

НАФИ, 01.04.15.

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться, используя аккаунт