Франчайзинг по-московски: здесь риски значительно ниже, чем в других бизнес-моделях

Франчайзинг по-московски: здесь риски значительно ниже, чем в других бизнес-моделях

28–29 мая состоится международная выставка и форум по франчайзингу Moscow Franchise Expo 2019. Компании узнают, как работать с франшизой, на примере конкретных бизнес-проектов. «ВМ» встретилась с президентом Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Агнессой Осиповой и расспросила ее о том, легко ли готовые модели встраивать в столичную экономику. 

Если по-простому, франшиза — это аренда готовых, проверенных и отлаженных моделей ведения бизнеса. Направление модное. Стремительно развивающееся даже в не самую благоприятную с точки зрения экономики эпоху западных санкций и не самых радужных прогнозов отдельных экономистов. Интересно особенно тем, кто делает первые шаги в малом бизнесе. Пробуем разобраться вместе, что здесь сейчас происходит и стоит ли рисковать.

— В Москве рынок франшиз достаточно популярен. Но в открытых источниках последние данные о динамике этого вида бизнеса встречаются только за 2017 год. Агнесса, на ваш взгляд, за последние два года она положительная?

 

— Москва — город для бизнеса. Судите сами, вот цифры: по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, в начале 2019 года количество столичных предпринимателей превысило 793 тысячи. Суммарно ими было создано 2,2 миллиона рабочих мест. Столица занимает второе место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах страны. По числу реализованных реформ в сфере организации бизнеса Москва тоже на лидирующих позициях — 31-е место в мировом индексе легкости ведения бизнеса (Doing Business), который ежегодно составляет Всемирный банк. Наш рынок франшиз демонстрирует стабильную положительную динамику с ежегодным приростом на 10–15 процентов. А в прошлом году рынок и вовсе вырос на рекордные 19 процентов! Сегодня в столице по франшизе работает 11,5 тысячи объектов и более 500 брендов. Это почти половина магазинов, расположенных в торговых центрах. Многие франчайзеры имеют собственные производственные комплексы. Согласно прогнозным оценкам экспертов отрасли, к 2025 году в Москве ожидается увеличение количества таких объектов до 20 тысяч, что очень важно для развития розничной торговли, общественного питания, медицины и образования, индустрии красоты и спорта, социального и бытового обслуживания.

— И много иностранных брендов к нам заходит? А как же собственные марки?

— Москва является и точкой входа для большинства сетевых брендов на территорию ЕврАзЭС. У нас сосредоточены самые известные международные франшизы. Вместе с тем наш мегаполис еще и авторитетный инновационный центр по созданию национальных брендов для всей страны: многие успешные бизнесы, созданные в столице, впоследствии тиражируются в других регионах России. Так, франшизы, родившиеся в Москве, спустя некоторое время открываются в Саратове, Норильске и других российских городах. Ничего удивительного, насколько популярны сейчас по всей стране «Шоколадница», «1С», «Инвитро», «Гемотест», «Пятерочка» и многие другие. Все они — коренные москвичи!

— А регионы готовы сами что-то предлагать?

— Изменилась и логика региональных компаний, желающих выйти на столичный рынок. Теперь и они разрабатывают франшизу фирменных магазинов своего бренда, чтобы через них реализовывать свою продукцию в Москве.

 

— В Москве собственные проекты находят поддержку властей?

— Правительство Москвы уделяет значительное внимание поддержке предпринимательской активности. Помимо содействия в организации масштабных профильных мероприятий, к действенным мерам городской поддержки следует отнести реализацию бесплатных образовательных программ: «Стартап-школа МБМ», «Московская школа экспортера», консультации, вебинары и тренинги по личной эффективности, технологиям управления, маркетингу, продажам, безопасности ведения бизнеса.

Для формирования устойчивой бизнес-среды правительство Москвы проводит конкурс «Прорыв года». По инициативе нашей ассоциации в перечень номинаций включена «Франшиза года» и специально для победителей будет проведена мощная информационно-рекламная кампания на городском и федеральном уровнях.

— Еще два года назад основными среди предложений были франшизы «розничной торговли». Далее — кафе и рестораны. На третьем месте — услуги по развитию и образованию детей. Сейчас все так же?

— Общий тренд не изменился. Розничная торговля всегда составляла большую часть рынка франчайзинга, и этот показатель по-прежнему остается на своих лидирующих позициях. Сегодня ретейл занимает 48 процентов. Общественное питание традиционно находится на втором месте — порядка 23 процентов. В последние два года примерно треть заявок на покупку франшизы приходится как раз на рестораны и кафе. Особенно энергично развивается сегмент фастфуда. Согласно исследованию Forbes, фиксируется тенденция роста и в области детского образования, где популярны франшизы узкой специализации. Примеры — школа скорочтения и развития интеллекта IQ007, хореографическая школа «Русский балет», футбольная школа «Юниор», «Чемпионика», «Бэби-клуб». Активную динамику демонстрирует индустрия красоты, ежегодно удваивая свое присутствие на московском рынке. Так, если в 2015 году в Москве работали всего три барбершопа, то сегодня их насчитывается более 300, лидером этого направления является сеть Topgun.

— Чем это обусловлено?

— Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, франчайзинг чутко реагирует на меняющиеся запросы потребителей, оперативно адаптируя свои концепции «под клиента» и проецируя высокие стандарты услуг на всю сеть. Что, соответственно, гарантирует единый уровень качества во всех заведениях, работающих под именем того или иного бренда. Но в Москве регулярно возникают и новые форматы сервиса, работающие по франчайзингу. Например, уход за пожилыми людьми, прокат городских самокатов, отели для домашних животных, клининговые службы и ЖКХ. Наверняка на слуху «Делисамокат», BookingCat, «Бюро чистоты братьев Чистовых», «Лига ЖКХ».

— Больше 50 процентов франшиз не требуют миллионов рублей инвестиций. Для начала достаточно иметь и сумму в 100–200 тысяч. Значит ли это, что франшиза доступна практически каждому, у кого есть «в кубышке» хоть что-то?

— В настоящее время в Москве представлены франшизы с объемом первоначальных вложений от 400 тысяч до 4 млн рублей в среднем. Согласно нашей статистике, наибольшей популярностью пользуются предложения среднего ценового сегмента — с порогом входа от 1,5 до 2 млн рублей. Но помимо денег на такой бизнес потенциальный предприниматель (франчайзи) должен много учиться и работать. Часто, как принято говорить в бизнесе, в формате 24/7: двадцать четыре часа в день, семь дней в неделю. Именно сумма материальных и моральных инвестиций гарантирует успех.

— Есть ли яркие истории успеха? Например, я боялся, долго не решался, но потом все-таки решился — и теперь миллионер...

— У истоков успеха любой франшизы всегда стоят лидеры. Яркие, харизматичные, неординарные люди. Например, в детском сегменте — семейный дуэт Юрия и Евгении Белонощенко, основателей сети «Бэби-клуб», направленной на раннее развитие детей. Здесь же — Руслан Баширов, создавший сеть футбольных клубов для дошкольников «Чемпионика». В медицине — Александр Островский, идеолог и основатель сети диагностических лабораторий «Инвитро». В цифровом «поле» — Борис Нуролиев и его компания «1С». В общепите — Александр Колобов, в копилке которого всем известные бренды «Шоколадница», «Кофе Хауз», «Ваби Саби» и многие другие. Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко (Il Patio и «Шикари»). В индустрии красоты — Алексей Локонцев (Topgun). Весьма интересные проекты развиваются в сервисном секторе: сеть автомобильных моек «без воды» Fast & Shine, основанная Олегом Герасимовым и Аркадием Хохловым; туристическая поисковая система «Слетать.ру» под руководством Андрея Вершинина; сервис экспресс-доставки СДЭК Леонида Гольдорта.

— Допустим, у меня сто тысяч рублей и большое желание заработать. Посоветуете ли всерьез задуматься о покупке бизнеса? Или мне все-таки пытаться продать свои способности по найму?

 

— Посоветую всегда заниматься тем, что любишь. Кто-то ощущает комфорт при работе по найму и целенаправленно выстраивает карьеру наемного менеджера. Другие в офисе чувствуют эмоциональное выгорание и задумываются о своем деле. В данном случае могу лишь предложить начинающим предпринимателям обратить внимание на франчайзинг, предоставляющий уже опробованные и проверенные на практике успешные модели готового бизнеса.

— Насколько рискованно вкладывать «последнее» в такой бизнес? Много ли мошенничества? Как не попасть на мошенников?

— Любой бизнес подразумевает риски. Не рискну рекомендовать вкладывать «последнее». Тем не менее мировая практика показывает, что у франчайзинга риски значительно ниже, чем у других бизнес-моделей. Принимая решение о приобретении франшизы, нужно обратить внимание на несколько ключевых факторов: состоятельность бизнеса, длительность его присутствия на рынке, наличие и количество точек сети, динамику развития, уровень и качество услуг, отзывы уже работающих предпринимателей.

Безусловно, перед тем как начать дело, нужно запросить финансовые расчеты ведения бизнеса, бизнес-план, оценить весь спектр предоставляемых услуг, проконсультироваться по поддержке на всех этапах ведения бизнеса, включая маркетинговую, операционную, логистическую деятельность, обучение. Нужно проверить наличие зарегистрированной торговой марки, договора коммерческой концессии. Этот договор между правообладателем и покупающим франшизу предпринимателем регистрируется в Роспатенте и должен соблюдать все необходимые условия сотрудничества. В полной мере защищать права обеих сторон.

Слишком малый срок окупаемости (например, 1–3 месяца) и заниженные инвестиции при выборе франшиз должны насторожить! Известно, что средние сроки окупаемости варьируются от вида бизнеса, но в среднем составляют 12–18 месяцев. Ведь серьезные бренды не преследуют сиюминутную выгоду, не ставят своей задачей продать как можно больше франшиз в максимально сжатые сроки, а думают о долгосрочном развитии сети.

— Что интересного предложат москвичам на грядущем форуме?

— Московский Международный форум по франчайзингу и выставка Moscow Franchise Expo 2019, проходящие в рамках Московской недели предпринимательства, помогут начинающим бизнесменам ознакомиться с трендами и системой присоединения к уже отлаженному бизнес-процессу, вместо того чтобы начинать все с нуля. Уже работающие бизнесмены получат информацию и поддержку для расширения своего дела.

 

Предприниматели получат и уникальную возможность качественного нетворкинга — установления партнерских связей с ведущими отраслевыми игроками мирового уровня, представителями бизнес-сообщества из Китая, Италии, Франции, Казахстана, Белоруссии и других государств. На выставке будут экспонироваться известные бренды: «Пятерочка», «Гемотест», «Баскин Роббинс», «IL Патио», «Бэби-клуб», «Чемпионика», «Мосигра», «Рыбсеть», «Легогород» и многие другие.

Будет проведено множество мастер-классов и круглых столов, чьи повестки затронут весь спектр тем — от того, как начать собственное дело, до развития уже имеющегося бизнеса. Спикерами выступят состоявшиеся и известные предприниматели, в том числе основатели бизнеса, которые поделятся своим опытом, историей успеха. Выступят и представители органов государственной власти Российской Федерации, общественных организаций, которые расскажут о реальных мерах по поддержке франчайзинга.

— Как думаете, событие вызовет широкий интерес среди предпринимателей?

— Наша ассоциация прогнозирует увеличение целевой аудитории мероприятий по сравнению с прошлым годом, что будет способствовать налаживанию международных деловых контактов, активному расширению отечественного франчайзингового сектора, продвижению наших марок на мировом рынке, привлечению в страну крупных зарубежных торговых сетей и инвесторов.

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» амбициозен и предусматривает достижение в 2024 году трех целевых показателей: увеличение численности занятых в малом и среднем бизнесе с 19,2 миллиона человек до 25 миллионов, повышение доли этого сегмента бизнеса в ВВП страны с 22,3 до 32,5 процента и доли в общем объеме несырьевого экспорта с 8,6 до 10 процентов. А для реализации подобной задачи необходимо значительно активизировать рост количества успешных предприятий в сфере малого и среднего бизнеса. Мировая практика показывает, что как раз франчайзинг является одним из наиболее эффективных инструментов.

Василиса Чернявская

Источник: Вечерняя Москва

 

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться, используя аккаунт